Письмо №01/16400-0-32 от
22.11.2010
Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, на
железнодорожном транспорте
Главным врачам ФГУЗ «Центры
гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, на железнодорожном
транспорте
Главному врачу ФГУЗ
«Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора
Верещагину А.И.
О разъяснении изменений № 3 в СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03
В связи с вводом в действие
изменений № 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03
«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и
иных объектов» (редакция от 2008 года), Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проведен анализ выполнения
данного документа.
Результаты
окончательного установления размеров санитарно-защитных зон для промышленных
объектов и производств I и II классов опасности, принятых Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей
регистрацией в Минюсте России показал, что натурными (лабораторными)
исследованиями загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на
атмосферный воздух подтверждены параметры санитарно-защитных зон, полученные
расчетным путем более чем в 99% случаев.
В связи с необходимостью
дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований
при установлении размеров санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) для промышленных
объектов и производств, внесены изменения №3 в СанПиН
2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции.
Из главы I, пункта 1.2.,
абзаца I «Требования настоящих правил» исключены слова «и действующих
промышленных объектов и производств».
В связи с этим разъясняем
следующее.
Не устанавливаются размеры и границы СЗЗ для
действующих промышленных объектов и производств:
- для которых уже была
установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
- если расстояния от границы
территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий
составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или
превышает его;
- для объектов, которые в
течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества
источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при
отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического
воздействия на атмосферный воздух;
- для
объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10
и более км, при условии, что в радиусе
- для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих
непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных
объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона.
Устанавливаются санитарно-защитные зоны:
- для вновь строящихся,
реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в
стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении
технологических процессов, применении технологий не
имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются
источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
- для
действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов
опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых
территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с
загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и
превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше
установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы
населения;
- для действующего объекта
или производства в случае принятия решения Администрацией городского или
сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с
просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
При размещении объектов
малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся
градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров
ориентировочной СЗЗ, необходимо обосновать размещение таких объектов
ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическим расчетами. Проект санитарно-защитной зоны не
разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха
и измерения уровней шума не проводятся.
Для действующих объектов
малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения
используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического
воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных
мероприятий и социально-гигиенического мониторинга. Проект организации
санитарно-защитной зоны не разрабатывается. В случае поступления обоснованных
обращений населения об ухудшении условий проживания, связанном с деятельностью
предприятия, необходимо предъявить требования по выполнению мероприятий по
сокращению выбросов загрязняющих веществ и/или снижению уровней шума.
Для предприятий I, II, III
классов опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение
не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений
уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе
санитарно-защитных зон. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на
границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых
территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и
измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках
проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
Вместе с тем информируем,
что натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной
СЗЗ проводятся:
- для аэропортов,
аэродромов, вертодромов - по лимитирующему фактору (шум); количество измерений
определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта
(количество взлет-посадок и
взлетно-посадочных полос);
- для
групп промышленных предприятий (промышленных зон), в состав которых входят
объекты I, II классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества I
класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью
- всего 20 натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год,
проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых
составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических
факторов воздействия на атмосферных воздух (всего 8 исследований в год,
проводимых посезонно);
- для
крупных химических, нефтехимических комплексов, металлургических комбинатов с
полным технологическим циклом (от добычи руды до выплавки металла) - всего 20
натурных исследований загрязнений атмосферного воздуха в год, проводимых
посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет
0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на
атмосферных воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).
Работы по оценке риска для
здоровья населения не проводятся:
- для животноводческих и
птицеводческих предприятий (при сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных
объектов и производств, полученных расчетным путем и по результатам работ по
оценке риска, различий не выявлено);
- для кладбищ (при
сопоставлении размеров и границ СЗЗ указанных объектов и производств,
полученных расчетным путем и по результатам работ по оценке риска, различий не
выявлено);
- для промышленных объектов
и производств, расстояние от границы территории
которых до границы нормируемых территорий в 2 и более раза превышает
ориентировочную санитарно-защитную зону.
Размещение жилой и другой
нормируемой застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон
действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не
допускается.
Руководитель
Г.Г.
Онищенко